Категории

Главная Новости Выбор и покупка акустических систем

Выбор и покупка акустических систем

Выбор той или иной модели, безусловно, зависит от цели применения акустической системы, поэтому рекомендации можно давать лишь общего характера.

Если Вам не нужен очень «низкий низ», если Вы не строите кинотеатр, в котором будут озвучиваться взрывы космических кораблей и падения самолётов, то нет смысла гнаться за 30…40Гц. Для того, чтобы колонка хорошо «лупила» на дискотеке, вполне достаточно чётких 60…70Гц, а значит гнаться за объёмом колонки совершенно не обязательно. Если «бум-бум» и «тынс-тынс» всё же важны для Вас, если хочется, чтобы дрожь пробивала и выворачивала, и ваша дискотека находится вдали от жилых помещений, тогда, и только тогда оправдано брать отдельный бас-бокс, или брать трёхполосные системы большого объёма и мощности.

Первый вариант усложнит коммутацию и потребует дополнительного усилителя, а второй вариант потребует аппаратуры большей мощности, а значит, более дорогостоящую.

О геометрической форме акустических систем: чем она неправильнее, тем лучше. Трапеция и мониторный тип предпочтительнее, в этом случае частотка будет ровнее, и колонка будет звучать естественнее, но и правильно спроектированный классический прямоугольник с внутренними перегородками и валиком тоже неплох.

Время больших объёмов тоже прошло. Грамотно спроектированная мощная колонка имеет право быть небольшой. Тут нужно смотреть на производителя, и слушать, слушать, слушать.

 

Опыт показал, что акустические колонки в России последние 5 лет делают лучше, а главное – гораздо надёжнее Китая. Большая часть наших инженеров-разработчиков акустических систем – это люди старшего поколения, начинавшие своё дело ещё в годы застоя, когда нужно было делать хоть какие-то колонки (выбор был мал), продолжавшие бизнес в годы кризисов и подъёмов, когда нужно было делать и качественно и не дорого (конкуренция с дешёвым Китаем и неплатёжеспособное население), и достоявшие до наших дней, когда нужно легализовываться, платить налоги, аренду, и тд. Всё это породило десятки фирм, производящих вполне приличный товар в своей нише.

 

Вес акустических систем зависит от материала и мощности. Фанера – легче, но дороже, ДСП – дешевле, но тяжелее, но на качестве звука при одной и той же форме колонки это не отразится, так что если Вам не нужно постоянно перевозить акустические системы, гнаться за фанерой не обязательно. МДФ любят китайцы, но этот материал оправдывает себя в основном для маленьких комбиков, так как он и тяжёлый, и дороже ДСП, и звучит немного странновато.

 

Широкополосные системы одним, двумя или более одинаковыми динамиками) легче при той же мощности, чувствительнее, но имеют больший процент интермодуляционных искажений, и потому звучат несколько грязнее. Оправданы лишь на небольших мощностях, до 200Вт.

 

Многополосные колонки – это либо двухполосная система, либо трёхполосная. Двухполосная акустическая система звучит естественнее трёхполосной, но после 500Вт имеет смысл либо взять трёхполоску большого размера, либо докупить к двухполоскам бас-бокс с усилителем, при этом сами двухполосные системы можно взять меньшей мощности, и меньшего размера. Скажем, сабвуфер на 400Вт, и к нему две двухполоски по 200Вт системе будет два усилителя), — это тоже самое, что взять две трёхполосные системы по 500…600Вт системе будет один усилитель 2х500Вт), при чём и по звуку, и по цене.

 

После 1000…1500Вт акустические системы собирают в так называемые кабинеты по 3…12шт и более или подключают серьёзные сабвуферы, или проектируют кроссоверные системы, когда на каждую частотную полосу приходится свой излучатель и свой усилитель, так как в этом случае КПД системы возрастает почти вдвое, и добиться хорошего звука от такой системы в большом зале проще, хотя и занимает определённое время.

 

По соединительным проводам рекомендация проста: чем толще и короче, тем лучше. В тонких, и особенно, длинных проводах теряется мощность, возрастают искажения и увеличивается излучение проводов во внешний эфир, что в крайних случаях может привести к самовозбуждению звуковой системы в целом, что не есть хорошо. Для 200Вт-ного комплекта вполне достаточно проводов с сечением 1.5…2.0 м²м при длине не более 20м, а для 600Вт в канал сечение лучше выбирать уже от 3.5 квадратов. При больших расстояниях сечение следует увеличить, но предпочтительнее подтащить к колонкам усилитель мощности, а длинными сделать провода линейного сигнала. Хотя любые длинные провода для звукотехники – это всегда нежелательное явление.

 

Пару слов про соединительные разъёмы.

«Джеки 6.3», долго применявшиеся в акустике, слава богу, отошли на третий план. Недостатков несколько: при неудачном подключении колонки при включённом усилителе могут замкнуть сигнал, кроме того качественные джеки применяют в России очень редко, а те, что применяют очень быстро разваливаются. При хорошем же качестве разъёма на шнуре и на колонке) джеки имеют право на применение в мощностях до 300Вт.

XLR (иногда называют Canon), предназначавшихся первоначально для сильноточного сетевого и другого электричества (сети), быстро перекочевали в звукотехнику, и заняли достойное место. Но следует разделять китайский XLR и разъём фирмы Neutrik, например. Особенно это касается разъёмов «мам». Китайский дешёвый вариант не рассчитан на те 20 ампер, которые изначально закладывались при разработке стандарта XLR.

Speakon, или «спиконы», появившиеся в обороте в последние годы, достаточно надёжны и удобны. Их удобно «ставить на шнур», так как они не требуют пайки. Но и тут нужно обратить внимание, что китайская подделка будет стоить в три раза дешевле Neutrik, иногда не будет вставляться одна в другую, и возможно, скоро треснет и развалится.

Самый верный и надёжный вариант – это проверенные годами закручивающиеся клеммы. Именно закручивающиеся, а не на пружинках. И желательно, чтобы в стержне клеммы было отверстие, в которое вставляется облуженный заранее провод, перед тем, как его зажать. Вариант этот не подойдёт, если Вы часто перевозите свой комплект с места на место – придётся часто зачищать и пропаивать концы проводов.

 

Выбирая мощность акустических систем, следует учитывать мощность усилителя, который Вы предполагаете с ними использовать, если усилитель у Вас уже есть, или же, следует подумать о его мощности и цене, если Вы только собираетесь его приобрести. В общем случае мощность усилителя должна быть чуть меньше паспортной мощности колонок, если они согласованы по сопротивлению (то есть если усилитель рассчитан именно на то сопротивление, которое у ваших колонок). Если же усилитель рассчитан на меньшее сопротивление, то он не разовьёт свою заявленную мощность на эти колонки, зато будет работать в щадящем режиме, и система в целом будет более устойчива и надёжна. Например, 4-х омный усилитель 600Вт на 8-ми омные колонки выдаст только 400Вт. Подключать усилитель к акустическим системам с сопротивлением меньшим, чем то, на которое он рассчитан, нельзя.

 

Вопрос согласования усилителя и динамиков вроде бы должен быть решён в активных акустических системах. Но почему-то они имеют тенденцию ломаться чаще, чем правильно подобранная пара усилитель + пассивные колонки. Хотя воможно это связано с тем, что в в России пользуются спросом наиболее дешевые модели, которыми и завалены магазины. Удобство активных систем в отсутствии сильноточной коммутации усилитель — акустика, и иногда, возможно, в меньшей стоимости. Неудобство – в отсутствии гибкости комплекта, когда Вы лишены возможности наращивать комплект в ту или иную сторону, например, добавить колонок, или поменять усилитель. Когда же выходит из строя активная колонка, на период ремонта Вы лишаетесь всего – и колонок, и усилителя мощности. В целом, активные акустические системы — сравнительно молодое направление, которое имело право на некоторые шороховатости в начале пути. С приходом на рынки такого явления, как усилители мощности в классе Д, малогабаритных DSP-процессоров и цифровых беспроводных систем передачи данных, активные акустические системы, безусловно, существенно потеснят поссивные колонки.

 

К вопросу о согласовании, имеет смысл сказать пару слов о мостовых включениях усилителей. Если Вы хотите, например, использовать 500Вт-ный бас-бокс, и у Вас имеется усилитель 2×250Вт, 4ом, включающийся в мост, имейте в виду, что сопротивление бас-бокса должно быть не менее 8ом! Мостовой режим подразумевает складывание сопротивлений при удвоении мощности. Если каждый канал усилителя рассчитан на 8 ом, то мостовое включение предполагает 16ом, если только в спецификации этот момент никак не оговорен дополнительно.

 

Как оценить усилитель внешне? Рекомендуем обратить внимание на толщину металла, надёжность ручек, регулирующих громкость и качество разъёмов. Те, кто экономят на металле, и ставят игрушечные ручки регуляторов, которые легко смахнуть небрежным движение руки, как правило, экономят и на электронной начинке. Усилитель должен быть тяжёлым (если это не усилитель в классе Д). Усилитель 2×600Вт не может весить менее 10Кг, так как один трансформатор питания в нём будет весить 6…8Кг.

 

Как оценить акустическую систему внешне? Практически никак. Оценить акустику можно только на слух. Бывает, что из непрезентабельных и обшарпанных корпусов сомнительного происхождение вырываются такие качественные звуки, что общепризнанные брэнды просто отдыхают. Поэтому всегда внимательно слушайте акустические системы перед покупкой. Слушайте их вместе и порознь, на маленькой громкости и на большой. Проверьте их звучание без тембровой коррекции, «в линию», как говорят звукоинженеры, то есть чтобы все регуляторы тембра на микшерском пульте или предварительном усилителе были выставлены «в ноль». Обычно именно такой честный режим позволяет судить о ровности звучания акустических систем и об их чувствительности на низах и верхах. Звук из колонок не должен быть грязным, если к ним подключён усилитель заявленной мощности, и на усилителе при работе не загораются индикаторы пика сигнала.

 

Как сохранить и приумножить: частые ошибки

Профессиональный усилитель мощности отличается от бытового тем, что специально предназначен для работы в режиме максимальной громкости (обычно -4…6дБ от уровня отсечки сигнала), в то время как бытовые усилители рассчитаны на уровень комфортной громкости, где-то  -10..12дБ от максимального уровня сигнала, который они теоретически способны развить. Если на бытовом усилителе написано 200Вт, это значит, что его рабочая мощность 50Вт, и на дискотеке в постоянном режиме максимума он сгорит. Не используйте бытовые усилители в профессиональной коммерческой сфере озвучивания! Тем более что в бытовых усилителях все защиты гораздо более примитивны, и, при выходе из строя усилителя, он может сжечь заодно и ваши колонки.

 

Про потери в проводах уже было сказано выше. Старайтесь ставить усилители рядом с акустическими системами, минимизируя потери мощности.

 

Всегда сначала соединяйте (коммутируйте) все провода, кабели и соединительные шнуры, только потом включайте аппаратуру при убранной громкости, и только после этого выводите громкость на нужный уровень. Главное правило: усилитель мощности включают последним, а выключают первым.

 

Распространённый случай: всё проверили, включили, начали работать… тут прибежал гитарист (ди-джей), и воткнул свою гитару (mp3-плеер) в открытую линию микшерского пульта. Щелчок, и Вы лишились минимум ВЧ-динамиков, максимум – усилителя с колонками…

 

Если на вашей дискотеке часто сгорают ВЧ динамики, внимательно присмотритесь к ди-джею к колонкам). Кто-то из них не на своём месте.

 

Высокочастотные динамики акустических систем – довольно уязвимое звено даже при правильном согласовании усилителя и колонок. Всегда есть соблазн выкрутить регуляторы ВЧ больше, чем нужно. Это связано во-первых с эффектом привыкания к их уровню, какой бы он ни был, а во-вторых с тем, что рабочее место ди-джея или звукорежиссёра часто оказывается в тыловой зоне колонок, и так и хочется услышать звук по звонче, не догадываясь о том, что в зале он и так уже звонче некуда. По чаще выходите лицом к колонкам, слушайте, и сравнивайте с тем, что Вы слышите на своём рабочем месте. Делайте это несколько раз, и каждый раз перед началом программы. Это убережёт от злоупотребления высокими частотами, а значит сохранит ваши колонки и бюджет.

 

Ещё есть такой магическое слово фаза. Как подключать колонки? Где плюс, где минус? Если их у Вас только две, то плюс и минус не принципиален – лишь бы синфазно, то есть там где у одной красный провод, там и у другой красный, а где у одной синий (чёрный), там и другой синий (чёрный). В противном случае Вы потеряете низкочастотную часть спектра, то есть те самые басы, особенно если акустические системы стоят недалеко друг от друга и направлены в одну и ту же сторону.

Со временем, Вы научитесь фазу определять на слух. При неправильном (противофазном) включении колонок теряются не только НЧ, — звук становится неестественным, некомфортным, как бы вывернутым наизнанку. Соответственно, в сложной системе, где много разной акустики, сфазировать нужно все колонки. Делается это по принципу от самой главной пары ко всем остальным, подключая в систему по одной-две колонки, последовательно сравнивая звучание низких частот с уже отфазированными включёнными колонками.

 

Не забывайте так же, что у профессиональных усилителей мощности как правило симметричные (балансные) входы, в то время как у вашего микшерского пульта или предварительного усилителя с темброблоком вполне могут оказаться выходы бытового стандарта (небалансные). Нужно удостовериться в том, что шнуры распаяны правильно, левый канал попадает в первый канал усилителя, а правый – во второй. При подключении небалансного сигнала на балансный вход следует заземлить второй незадействованный контакт входного разъёма. И на обоих каналах нужно заземлить одни и те же контакты, иначе сигнал, опять же, окажется в противофазе.

 

Тенденции рынка акустических систем и усилителей

На естественность звучания акустических систем очень сильно влияет чувствительность применяемых динамиков. И, если покупатели акустических систем в основной своей массе гонятся за ваттами, то есть за мощностью, то производители уделяют большее внимание увеличению параметра чувствительности динамиков и колонок.

Год от года акустика становится всё чувствительнее и чувствительнее. Связано это с совершенствованием технической базы, появлению новых, более лёгких при той же прочности материалов, с более детальным и скрупулезным расчётом как динамиков, так и корпусов акустических систем. Новые технологии позволяют также уменьшать размеры и вес колонок при тех же параметрах.

Всё больше производителей делают упор на активные акустические системы, особенно быстро развивается ниша активных колонок с усилителями в классе Д, в силу небольшого веса плат усилителей и уже приемлемого звука данных усилителей, особенно в области низких частот.

21.12.2014

Популярное видео

О компании Наши бренды Партнеры Поддержка Дилерам Новости Статьи Фотогалерея Видеогалерея Написать нам Контакты Карта сайта