Категории

Главная Статьи Театральное освещение - история. Часть 4.

Театральное освещение - история. Часть 4.

Работники сцены того времени при помощи простых источников света и несложной осветительной техники добивались как хорошей видимости сценического действия, так и решения художественных задач.

Декорации были как правило объёмные, что делало выполнение таких задач непростым ремеслом. Уже существовало три варианта освещения сцены — фронтальное, контровое и боковое.

Свет фронтальный, направленный из зрительного зала, призван осветить сцену, но он же прячет объем декораций, скрывая светотени.

Контровое освещение задается расположением света на заднем плане.

В результате — передний план освещается слабо.

Но наиболее эффективно слияние всех трёх способов: фронтальный свет даёт общее освещение, свет сзади – глубину, а освещение с боков, позволяющее правильно разделить свет и тени — самым выразительным образом выделяет освещённые декорации.

 Установив необходимое освещение — не следовало забывать о том, чтобы осветительные приборы не мешали смене декораций и действию машин сцены и не падали во время представления на сцене — это грозило пожаром. По старинным рисункам и описаниям немецкого архитектора Иосифа Фуртенбаха (1591— 1667), десять лет проработавшего в итальянских придворных театрах — можно составить впечатление о специальных приборах, употреблявшихся для освещения сцены.

В то время, как у Саббатини, много работавшим над усовершенствованием театральной техники, имеются более поздние, сравнительно с работами Фуртенбаха, неоспоримые достижения в этой области.

Основными источниками света того времени и у Саббатини и у Фуртенбаха были свечи и масляные светильники. Фуртенбах советует укреплять фитиль такой лампы на особых поплавках.

 Вместе со стационарными светильниками также использовали переносные источники света в виде фонаря без передней и верхней стенки. Три боковые стенки такого устройства имели рефлекторы из сусального золота.

Фуртенбах упоминает в рукописях и проекционный прибор, изобретённый в 1646 г. немецким иезуитом-изобретателем Афанасием Кирхнером и доведенный до совершенства в конце 1660х годов.

Светотехника того времени позволяла создать систему освещения, которая заложила дальнейшее развитие света на сценической коробке.

Уже существовала рампа, изобретённая около 1600 г., первый верхний софит и боковые портальные софиты — источники света, расположенные по верхней и боковым внутренним кромкам портала.

Рампа (как по Фуртенбаху так и по Саббатини) — размещалась на внутренней стороне оркестровой ямы, названной Фуртенбахом передним рвом.

В более поздних работах Фуртенбаха — рампа перенесена на обрез самой кулисной сценыкоробки, где и остается до наших дней.

 У Саббатини рампа располагается за щитом на расстоянии от сцены в один фут (0,3048 м).

 В театре XVII в. применялось и софитное освещение. В одной из своих ранних (1628 г.) работ — Фуртенбах упоминает о том, что на боковых портальных щитах со стороны сцены устанавливались масляные лампы или свечи. Верхние горизонтальные софиты находились за порталом и по отдельным планам. Портальный софит, согласно Саббатини, располагался на внутренней стороне герба и фестонов, укреплённых на передней коробке «неба».

В этом месте устанавливали множество ламп, скрытых от зрителя и освещавших «небо» и сцену целиком.

 

О компании Наши бренды Партнеры Поддержка Дилерам Новости Статьи Фотогалерея Видеогалерея Написать нам Контакты Карта сайта