Категории

Главная Статьи Lexicon MX400

Lexicon MX400

Новая серия процессоров эффектов фирмы Lexicon состоит из нескольких моделей, собранных в одинаковых корпусах и различающихся ценой и возможностями. МХ200 представляет собой двухканальный процессор с упрощенными настройками и без графического дисплея. МХ300 — тоже двухканальный, но с полностью регулируемыми параметрами и с нормальным дисплеем. MX400 является четырехканальным процессором с входами-выходами на джеках, его модификация MX400XL использует разъемы типа XLR. Все процессоры оснащены портом USB, через который ими можно управлять с компьютера. Модель MX500, в сущности, представляет собой тот же MX400, но не имеет порта USB — вместо него есть два порта FireWire, посредством которых можно передавать цифровой сигнал с частотой дискретизации до 96 кГц.

Настоящая статья посвящена базовому варианту процессора MX400, который оснащен звуковыми разъемами типа «джек».

Общие сведения

MX400 представляет собой двойной стереофонический ревербератор и процессор эффектов в корпусе размером в одну рэковую единицу.

 

Его можно использовать как два независимых стереофонических процессора или как один surround-процессор. В режиме пространственного звучания (surround) ресурсы обоих стереопроцессоров объединяются.

MX400 имеет на борту 17 реверберационных алгоритмов, известных по предыдущим процессорам фирмы Lexicon, семь вариантов задержек, восемь типов модуляционных эффектов, а также динамическую обработку, построенную с использованием технологии фирмы dbx.

АЦП и ЦАП поддерживают 24-битное преобразование на частоте 48 кГц со 128-кратной передискретизацией, но могут работать также на частоте 44,1 кГц. Номинальный уровень входного сигнала +4 дБ. Уровень выходного сигнала переключается между +4 дБ и -10 дБв.

Цифровые входы и выходы работают параллельно аналоговым, поддерживаются частоты дискретизации 44,1 и 48 кГц. Доступна внутренняя и внешняя синхронизация. Синхросигнал принимается только по входу первого процессора.

В комплект поставки входит программное обеспечение, состоящее из редактора и библиотекаря, а также утилиты Hardware Plug-In, помогающей использовать процессор в качестве подключаемого модуля внешней обработки для компьютерных программ.

Панель управления и внешняя коммутация

Начнем с разъемов. Поскольку в одном корпусе размещаются фактически два стереопроцессора, то и количество разъемов здесь вдвое больше обычного (рис. 2). На задней панели находятся восемь разъемов типа «джек»: четыре для входа и четыре для выхода. Соответствующие пары входных и выходных гнезд обозначаются буквами A и B, а также промаркированы словами Front и Rear.

Есть два комплекта электрических цифровых входов и выходов на разъемах RCA. Они тоже промаркированы буквами A и B. Рядом установлены гнезда MIDI-разъемов: вход и сквозной выход. Есть разъем для управляющей педали (джек) и порт USB для связи с компьютером.

Также на задней панели размещено стандартное трехконтактное гнездо для кабеля электропитания. Выключатель питания в виде маленькой клавиши располагается в правой части лицевой панели.

В зоне программ находится колесо смены/ввода программ (Program/Load). Выбор пэтча терминологии Lexicon — программы) осуществляется поворотом колеса, а для подтверждения загрузки выбранного эффекта на колесо нужно нажать. Рядом с колесом расположен двухсимвольный цифровой дисплей, отображающий номер пэтча (от 1 до 99) и два светодиода, обозначающие банк, к которому принадлежит пэтч: пресетный или пользовательский. Кнопки Store, System и Bypass используются, соответственно, для сохранения/копирования пэтчей, входа в режим системных настроек и оперативного отключения обработки звука.

В зоне редактирования расположены основные элементы управления процессором. Графический дисплей — многофункциональный. Он может отображать текущую конфигурацию, названия эффектов и значения их параметров, внутреннюю маршрутизацию, названия и величины общесистемных параметров соответствующем режиме). Колесо рядом с дисплеем, обозначенное как Page/Select, при вращении передвигает экранный курсор. Нажатием на колесо осуществляется вход в меню и выбор параметра.

Справа от колеса находятся три регулятора с неограниченным вращением, используемые для редактирования параметров. Над регуляторами находятся три кнопки: Exit, Tempo, Bypass. Первая кнопка используется для выхода из текущего уровня меню на один уровень вверх. Вторая мерцанием отображает текущий темп и может использоваться для ввода нового темпа. Кнопка Bypass позволяет включить обход выбранного эффекта.

Процессор имеет две кнопки Bypass. Кнопка, расположенная в секции Edit, включает обход только текущего эффекта в пэтче. Это полезно, например, для настройки пэтча, состоящего из двух эффектов. Такой обход можно сохранить. Кнопка из секции Program выполняет функции глобального обхода и отключает целиком весь текущий пэтч, то есть, по сути, весь прибор.

Слева от графического дисплея размещены несколько светодиодов, отображающих текущий режим работы прибора: Surround, Stereo, Dual Stereo и В), S/PDIF Lock, USB Lock.

Секция Input Control представлена всего двумя потенциометрами, регулирующими уровень сигнала на входах A и B. Рядом с каждым регулятором находятся две индикаторные линейки из четырех светодиодов, примерно отображающие текущий уровень. Регуляторы уровня выходного сигнала не предусмотрены.

Управление

MX400 удобно представлять как два независимых процессора, A и B, которые могут объединять вычислительные ресурсы для работы в режиме пространственного звука. При независимой работе каждый процессор использует собственные эффекты, независимо от того, какие именно эффекты выбраны в другом процессоре.

Каждый процессор может одновременно использовать два различных эффекта. Эти эффекты совокупно с выбранной маршрутизацией сохраняются в программу (пэтч).

Перед началом работы следует определить, в какой конфигурации вы собираетесь использовать процессор. Выбранная конфигурация определяет и внешнюю коммутацию, и внутреннюю маршрутизацию звукового сигнала, и даже набор доступных эффектов.

Всего существуют три базовых режима работы: Surround, Stereo, Dual Stereo. В первом случае процессоры A и B объединяют вычислительные ресурсы и используются совместно. Во втором случае работает только первый процессор ), второй при этом отключается. Режим Dual Stereo подразумевает одновременную, но независимую работу обоих процессоров. В каждом из этих режимов есть несколько вариантов внутренней маршрутизации сигналов.

В режиме Surround выходной сигнал процессора отбирается сразу с двух стереопар: Front (A) и Rear (B). Уже по маркировке понятно, что первая пара выходов используется для фронтальной пары громкоговорителей, вторая пара отдает сигнал для левого и правого тыловых громкоговорителей. В этом режиме процессор использует алгоритмы пространственной реверберации, недоступные в других режимах.

В режимах Stereo и Dual Stereo каждый процессор имеет один и тот же набор маршрутов сигнала (рис. 5). Маршрутизация типа Dual Mono означает, что входящий сигнал в каждом канале процессора независимо обрабатывается собственным эффектом и поступает на собственный выход, не смешиваясь с сигналом другого канала. То есть в данном случае мы имеем два независимых эффекта с моновыходами. Подключение Mono Split отличается от предыдущего тем, что сигналы левого и правого каналов после независимой обработки двумя эффектами смешиваются в обычный стереосигнал.

Параллельное включение эффектов (оно же называется «двойное стерео») подразумевает параллельную обработку сигнала левого и правого канала сразу двумя стереоэффектами. На выходе два стереосигнала смешиваются в один, тоже стерео. Режим Cascade предлагает последовательную обработку стереосигнала двумя стереоэффектами. И, наконец, маршрут под названием Stereo позволяет обработать стереосигнал только одним стереоэффектом.

Для каждого из основных режимов работы прибор имеет собственный набор программ. В режиме Surround есть 25 пресетных пэтчей и 25 ячеек для пользовательских. Режимы Stereo и Dual Stereo используют отдельные банки программ. У каждого есть 99 пресетных и 99 пользовательских (перезаписываемых) пэтчей.

Маршруты сигнала, доступные в текущем режиме работы прибора, можно свободно изменять. Например, сменить последовательную обработку двумя стереоэффектами на параллельную. Или можно вообще отключить один из двух эффектов, просто выбрав маршрут типа Stereo. Второй (ненужный) эффект отключится автоматически.

Полагаю, здесь может возникнуть вопрос: для чего придумана маршрутизация только с одним эффектом? Ведь с двумя можно сотворить более интересную обработку, а если второй эффект не нужен, то его можно просто обойти, не тратя времени на выбор нового маршрута.

Конечно, в некоторых случаях достаточно только одного эффекта, и тогда второй просто отвлекает внимание. Но мне кажется, что существует еще один ответ. Вычислительные мощности процессоров МХ400 не безграничны. И чем сильнее их загрузка, тем, в результате, меньше остается свободы у пользователя. При существенной загрузке процессора в некоторых эффектах уменьшается количество доступных параметров. Такие изменения проявляются при использовании режима двойного стерео, то есть при загрузке обоих процессоров, A и B. Несмотря на внешне независимую работу каждого процессора в разделенном режиме, в какой-то степени они, видимо, пользуются общими вычислительными ресурсами. И чтобы расходовать эти ресурсы более эффективно, приходится вручную отключать «ненужные» эффекты.

Возьмем наглядный пример. Эффект Hall Reverb, в принципе, имеет двенадцать настроечных параметров. При использовании только одного процессора эти настройки доступны в полном объеме, независимо от того, в одиночку ли используется эффект или в паре с каким-либо другим.

Если же включены оба процессора, то количество доступных настроек зависит от текущей маршрутизации того процессора, в котором используется данный эффект. Если это режим Stereo, использующий одиночный эффект, то ревербератор работает полноценно. В любом другом включении, то есть в связке со вторым эффектом, количество доступных параметров ревербератора сокращается до трех. Остается предварительная задержка реверберации, ее продолжительность (reverb time) и параметр под названием Liveliness. Последний позволяет изменять содержание высоких частот в реверберационных хвостах. То есть, это что-то   вроде «регулятора жесткости стен», который заведует уровнем поглощения высоких частот отражающими поверхностями.

Эта особенность работы MX400 с реверберационными алгоритмами напомнила мне поговорку о том, что если определенный человек слезет с воза, то лошади, тянущей этот воз, сразу становится легче. Применительно к нашему случаю, вышеозначенная лошадь в облегченном состоянии заведомо сможет найти в себе силы повертеть головой, помахать хвостом и, может быть, даже заржать. В противном случае она вынуждена сосредоточенно тянуть воз, ни на что другое не отвлекаясь. Иначе — упадет.

При всей вольности такого сравнения, оно довольно точно отражает суть явления (за исключением «падения» — с этим все в порядке). Кстати, в пользовательском руководстве этот тонкий момент описан обтекаемо. Там сказано примерно следующее. «При работе в режиме Stereo или Surround дисплей отображает три параметра, которые можно изменять вращением трех соответствующих регуляторов. Заводская установка выводит на экран три наиболее значимых для данного эффекта параметра. Если вы желаете получить доступ к редактированию других параметров, то вы должны войти в меню Knobs Assign. Эти настройки индивидуальны для каждой программы.»

То есть, мы можем назначить на регуляторы любые другие из доступных параметров и сохранить эту настройку в программе для последующего использования. Да, это удобно. Но нигде не сказано в явном виде о том, что мы теряем возможность делать такие переназначения, если MX400 работает в режиме Dual Stereo. Собственно, в этом случае на дисплее невозможно найти само меню назначения регуляторов. Его там просто нет. Вообще нет доступа к иным параметрам, кроме трех заводских.

Если же открыть руководство в части работы в режиме Dual Stereo, то там сказано просто, что можно изменять три параметра в каждом эффекте. И дополнено так: «вдобавок, эффекты в конфигурациях Stereo и Surround имеют несколько других редактируемых параметров». То есть, получается, что три параметра — это норма, а все остальное — это «дополнительно».

Я считаю такой подход производителя не вполне честным. Есть ощущение, что вопрос поставили с ног на голову. Если существуют внутренние ограничения — напишите об этом прямо.

Тем не менее, все это никак не повлияло на мое впечатление от прибора, поскольку свое дело он делает хорошо. Впрочем, впечатлениями я поделюсь чуть позже. Сейчас же хочу вкратце большего и не потребуется) описать пользовательский интерфейс.

Для выбора конфигурации нужно открыть системное меню. Оно прячется под кнопкой System. В этом меню собраны все основные настройки прибора (рис. 6). Здесь можно настроить контрастность дисплея, выбрать способ загрузки программ (автоматический или с подтверждением), выбрать входные порты (аналоговые или цифровые) и режим работы аналоговых входов и выходов (стерео/моно). Далее выбирается источник синхронизации, уровень сигнала на аналоговых выходах, тип сигнала на цифровых выходах (прямой или обработанный), MIDI-каналы для управления каждым процессором, разрешается прием по MIDI команд Program Change и Control Change, конфигурируются подключенные педали. Здесь же настраивается тип индикации текущего темпа для соответствующих эффектов. Можно выбрать BPM или миллисекунды.

В системном меню также выбирается конкретный тип байпаса, который будет задействован при нажатии соответствующих кнопок на лицевой панели (любой из двух). Существуют четыре режима байпаса: Dry, Mute, Input Dry, In Mute. В первом режиме исходный сигнал просто пропускается в обход эффекта или всей программы. Второй режим полностью заглушает сигнал на входе и выходе. В третьем режиме на выход поступает только сигнал без обработки. Четвертый режим заглушает только вход.

Последним пунктом в системном меню располагается команда Factory Restore, позволяющая восстановить заводские настройки.

При входе в меню (нажатием колеса) картинка меняется. В меню первого уровня на одном экране обычно вверху показаны названия эффектов и маршрутизация, а ниже располагаются три строки с названием возможных действий. Список таков: редактирование эффекта, его замена, назначение регуляторов, изменение маршрутизации. Слева видна полоска прокрутки — она служит только для облегчения ориентирования.

Закончив настройки, выходим из меню нажатием кнопки Exit. Каждое нажатие переводит нас на один уровень вверх. Когда мы вышли на самый верхний уровень, красный светодиод, до этого светящийся на корпусе кнопки, гаснет, обозначая полный выход.

Чувствительность аналоговых входов для каждого процессора можно настроить двумя потенциометрами, расположенными на лицевой панели слева, под надписью Input Control. Уровень выхода настраивается только в меню, и для оперативного его изменения придется настраивать уровень возвратов в микшерном пульте.

Собственно, это все, что касается управления. Вообще хочется отметить исключительную дружелюбность пользовательского интерфейса. Все операции просты, порядок действий очевиден и логичен. Вообще, все настройки выполняются единообразно. То есть, это один из ярких примеров того, что принято называть «интуитивно понятным интерфейсом». В этом смысле прибор, я считаю, великолепен.

Еще хочу отметить, что он практически не шумит, что позволяет свободно пользоваться аналоговыми входами и выходами. Что я и сделал.

Реверберация

Среди реверберационных алгоритмов есть пять холлов, четыре варианта листовых ревербераторов (Plate), одна комната, одна камера и несколько специальных вариантов, представленных поодиночке. Это Gated reverb, Reverse reverb, Ambience reverb, Studio Reverb, Arena, Spring reverb.

Из всех алгоритмов реверберации холлы являются, пожалуй, самыми универсальными. Типичный холл имеет приличный набор изменяемых параметров. Отдельно устанавливаются предварительная задержка, продолжительность реверберации и базовый размер помещения (Size). Параметр Shape, который, по идее, должен определять имитируемую форму помещения, как сказано в руководстве пользователя, управляет контуром огибающей реверберации. При малых его значениях реверберация нарастает взрывообразно и быстро затухает. Увеличение значения Shape приводит к генерированию более мягкой и «медленной» реверберации с медленным же затуханием, скорость которого регулируется отдельным параметром Spread.

Параметр High cut, измеряемый в килогерцах, определяет содержание высоких частот в реверберации и по смыслу соответствует такому явлению, как поглощение поверхностью высокочастотной составляющей сигнала. Более высокие значения обеспечивают более «шипящую» и назойливую реверберацию. Именно этот параметр скрывается под именем Liveliness в двухпроцессорном режиме работы MX400. Параметр RT High cut управляет частотой среза однополюсного фильтра низких частот, установленного в цепи прохождения реверберационного сигнала. Чем меньше установленное значение, тем более быстро и глубоко вымываются из реверберационного хвоста высокочастотные составляющие. По идее, здесь подразумевается явление ускоренного рассеяния в воздухе высокочастотных сигналов. Параметр Diffusion определяет начальную плотность отражений и в реальной жизни может быть сопоставлен со сложностью отражающих поверхностей. Четыре стены будут производить более редкие и раздробленные отражения, тогда как помещение неправильной формы с дополнительными препятствиями — более «мелкие» и слитные. Отдельно регулируются время появления ранних отражений и их уровень.

Параметры Bass Boost и Bass Boost Frequency управляют усилением и ослаблением низкочастотной составляющей реверберационного сигнала. Один из них устанавливает частоту работы кроссовера, а второй управляет уровнем частот, находящихся ниже установленной частоты. Усиление низких частот фактически означает увеличение продолжительности низкочастотной составляющей реверберации.

«Главным» алгоритмом MX400 является Surround Hall, доступный лишь в соответствующей конфигурации прибора. Чтобы его нормально отслушать, требуется специально подготовленное помещение.

В прочих режимах пользователю доступны четыре холла: Small Hall, Large Hall, Drum Hall, Vocal Hall. Малый и большой холлы отличаются, в основном, максимальным размером имитируемого помещения, но в скрытом виде имеют различия и по некоторым другим параметрам. Вообще, они довольно универсальны и подходят для звуков различного типа. Достаточно лишь подкорректировать нужные параметры.

Вокальный и барабанный холлы изначально имеют несколько специфичную настройку параметров реверберации — в соответствии с типом «базового» звукового материала. Вокальный холл имеет более низкие базовые значения диффузии, что хорошо согласуется с мягкостью переходных процессов, присущей голосу. Барабанный холл, напротив, имеет более высокую диффузию, обеспечивающую большую слитность отражений. Это необходимо для смягчения рассыпчатой реверберации, сопровождающей звуки с резкой атакой в большинстве «обычных» помещений. То есть, имитируемое барабанное помещение имеет, по-видимому, очень развитую отражающую поверхность, состоящую из нерегулярно расположенных стен и разноразмерных дополнительных препятствий, разбивающих фронты звуковых волн.

Когда я прослушивал голос и барабаны, обработанные одноименными холлами, то почувствовал определенное доверие к обработке. Она прилично звучит и хорошо «ложится» при довольно злостных выкручиваниях различных параметров. Кстати, наиболее усердно я старался навредить именно барабанам и прочим перкуссионным звукам. Но, как я ни пытался все испортить, ничего такого не добился. Хвосты у перкуссии звучат плотно, цельно и не отрываются от основного сигнала даже при относительно долгом затухании реверберации. То есть, все начинает казаться неестественным, но при этом не «корявым». Если же держаться в рамках, то реверберацию уместно будет назвать просто красивой.

А вот если из интереса обработать ударные инструменты алгоритмом Vocal Hall, имеющим изначально низкие значения диффузии, то это мгновенно обнаружится по раздробленным реверберационным откликам. Например, из одиночного сухого удара деревянной палки у вас получится нечто вроде звука гуиро.

Именно на резких перкуссионных звуках хорошо раскрывается значимость параметра Spread в настройках эффекта. С его помощью очень удобно регулировать, например, «уханье» малого барабана. При больших значениях этого параметра (при средних или высоких значениях Shape) слышен весомый реверберационный хвостище, хлестко хлопающий по ушам. В таком виде хвост, конечно же, совершенно неестествен, если только вы не моделируете игру барабанщика, находящегося в длинном коридоре. Уменьшение значений параметра Spread, образно выражаясь, сворачивает этот длинный хвост в маленькую аккуратную кисточку — реверберация уплотняется, укорачивается и начинает казаться естественной и неотъемлемой частью звука.

С этой парой параметров временами приходится долго возиться, чтобы вырулить нужный отклик виртуального зала. Скажем, если я хочу увеличить время реверберации, то вначале поднимаю величину Mid RT. Но этот параметр увязан все с теми же Shape и Spread. Если их величины малы, то никакой сколько-нибудь значимой реверберации не образуется. Увеличиваю значение Shape до примерно нужной продолжительности отзвуков и вдруг обнаруживаю, что у реверберации начинает размазываться атака. Это не всегда приемлемо, ведь указанные параметры в реальной жизни взаимосвязаны не настолько однозначно. Что остается? Попробовать частично «закрутить» Shape обратно, а вместо него увеличить Spread. Но здесь можно получить нелинейное, с явным уханьем, затухание хвоста. Так что, если пытаться моделировать какое-либо конкретное помещение, то можно столкнуться с определенными трудностями. Но в общем случае всегда можно найти компромисс.

Алгоритм Room представлен в одном варианте. Моделируется небольшая комната — максимальное время реверберации составляет около 2 с. Ну, видимо, нужно считать, что максимум соответствует нежилой комнате с гладкими стенами. Чтобы комната звучала интимно, даже полсекунды будет многовато. Количество изменяемых параметров здесь сокращено, их всего девять. Но этого достаточно для того, чтобы приглушить комнату. Алгоритм вполне универсальный, особенно при неглубокой обработке с «жилыми» настройками.

В MX400 есть четыре стереофонических алгоритма листовой реверберации: Small Plate, Large Plate, Vocal Plate, Drum Plate. Набор параметров частично отличается от «холловских». Вместо регулировки ранних отражений здесь есть параметры Feedback Delay и Feedback Level, позволяющие в некоторых пределах сдвигать резонансные частоты пластины и изменять характер реверберации.

Имитация листовых ревербераторов произвела на меня хорошее впечатление. В умеренных дозах обработка аккуратно ложится практически на любой материал. И звучит как-то   душевно, что ли. Во всяком случае, даже понимая, что использую алгоритм искусственной реверберации, я испытываю от его применения удовлетворение. Возможно оттого, что не нужно вслушиваться и искать «похожесть» на реальную акустическую обстановку. Выходит, листовая реверберация хороша именно своей нереальностью.

Остальные типы реверберации представляют собой как бы частные случаи, в отличие от универсальных алгоритмов типа холла. Есть имитация приглушенной камеры звукозаписывающей студии, дающая легкую реверберацию с легким окрашиванием хвостов. Есть имитация совсем малого помещения (Ambience). Studio Reverb имитирует что-то   вроде радиовещательной студии, то есть небольшую специально заглушенную комнату для записи разговоров. Arena Reverb изображает огромное пространство, вроде стадиона, с длинными вторичными отражениями и значительно ослабленным содержанием в них высоких частот. Время затухания на этой арене устанавливается поистине гигантское, но и звучит оно гулко и сдавленно. В принципе, этот алгоритм предназначен для спецэффектов, и лучше всего действует на преимущественно низкочастотные сигналы.

Интересно то, что два последних алгоритма (стереофонические «арена» и «студия») доступны только в том случае, когда MX400 работает, во-первых, в режиме двойного стерео (включены оба процессора), а во-вторых, только при условии, что выбранный процессор в данный момент использует более одного эффекта. То есть, маршрут сигнала типа «просто стерео» не подойдет. Параллельное или последовательное включение двух эффектов — годится. В таком режиме работы указанные два эффекта имеют только по три изменяемых параметра, как описывалось ранее.

Такое странное условие доступа к алгоритмам не упоминается в руководстве, это выяснилось экспериментальным путем. Вначале я потратил некоторое время, чтобы найти этот эффект. В руководстве пользователя он упоминается, а в процессоре его нет. Переключаясь по режимам, я, наконец, его нашел, и тут-то обратил внимание на странное поведение эффекта. Я пробовал заходить с разных сторон, чтобы проверить, действительно ли все так задумано, не ошибся ли я. Вначале добивался, чтобы эффекты появились в списке на экране, затем, загрузив их, потихоньку изменял или маршрутизацию в выбранном процессоре, или общую конфигурацию системы. Но никакое «потихоньку» не спасало — мои действия отслеживались, выбранный мной эффект в процессоре заменялся на другой, находящийся в соседней строке списка, а сам бесследно исчезал. Ну и пожалуйста — честно говоря, ничего уж очень ценного и необычного я не услышал. Холлы все равно несравнимо лучше.

А вообще-то, устраивая все эти подмены исподтишка, производитель поступает некрасиво. Если бы обнаружилась еще пара-тройка подобных «фич», как их называют в обиходе, то можно было бы написать фельетон на тему «руководство пользователя». Представьте себе такие строчки. «Переходя в двухпроцессорный режим работы с алгоритмом Hall Reverb, вы теряете доступ к 75% параметров. Но вместо этого вы получаете бонус: два новых алгоритма, недоступных в обычном режиме». Впрочем, никаких новых недокументированных возможностей не обнаружилось, так что с фельетоном пока ничего не получится…

Еще есть несколько эффектов, работающих в режиме моновход/стереовыход. Это реверсивная реверберация, с воспроизведением хвостов задом наперед (для спецэффектов — очень сильная штука), имитация пружинного ревербератора (вообще страшилка по нынешним временам) и реверберация с гейтом (Gated reverb).

Последняя занимается тем, что вначале генерирует густой хвост реверберации, а затем режет его явным образом в самое «неподходящее» время, которое можно установить вручную (Decay). Нужно заметить, что это неестественная реверберация и применять ее следует только в качестве спецэффекта. Очень интересные результаты дает обработка ударных инструментов с изначально коротким временем затухания. При соответствующих настройках этот эффект может увеличивать слышимое время звучания ударного инструмента до необходимых пределов. Скажем, из шестнадцатой ноты вы легко сможете сотворить восьмую. Главное — не выбиваться из тактовой сетки, иначе получится каша.

Задержка

Задержка представлена, в основном, одноотводными алгоритмами. Studio Delay (стерео) предлагает обыкновенную задержку, продолжительностью до 2,5 с. Можно регулировать время задержки единицах времени или темпа) и количество повторений (определяется глубиной обратной связи), задавать частотный диапазон для задержанного сигнала при помощи двух фильтров: LPF и HPF. Есть также функция дакинга для автоматического снижения уровня задержанного сигнала в случае присутствия на входе прямого сигнала.

Mono Delay (моновход/стереовыход), обозначенный в пользовательском руководстве как Digital Delay, предлагает все то же самое и еще умеет панорамировать задержанный сигнал в любую заданную позицию.

Pong Delay предлагает задержку, «скачущую» из канала в канал. Можно выбрать направление перескока: слева направо или наоборот. Но глубину панорамирования настроить нельзя — задержка всегда ложится примерно в позицию «среднее лево» и «среднее право».

Странно, но все это как-то   скучно и совершенно не вдохновляет. Может, из-за некой стерильности? А вот имитация ленточной задержки (Tape Delay) показалась мне более интересной именно в силу несовершенства прототипа. Алгоритм моделирует постепенное вымывание высоких частот из задержанного сигнала, примерно так, как это происходило в устройствах с магнитной лентой в качестве носителя. Здесь можно регулировать время задержки, ее статическое панорамирование, глубину обратной связи (количество повторений) и скорость вымывания высоких частот. Для последнего действия существует специальный параметр Smear (размытость) — чем выше его значение, тем быстрее происходит деградация задержанного сигнала.

Еще один потенциально интересный алгоритм называется Modulated Delay (стерео). Правда, его потенциал я раскрыть так и не смог. В сущности, при гармоническом модулировании времени задержки, при «правильной» реализации алгоритма, задержанный сигнал должен немного «уплывать» по частоте, и немного — по времени. В совокупности с прямым сигналом создается более объемное, слегка расстроенное звучание.

У производителя сказано, что должен получаться chorusing effect, который бывает полезен, когда хочется «чего-то   особенного». Я сразу же захотел этого «особенного», но то, что удалось получить, меня не впечатлило. В целом можно сказать, что хорусообразный звук действительно образуется, но этот так называемый хорус уж очень тонок и неосязаем. Есть легкое изменение тембра звука, но даже если выкрутить до максимального значения регулятор глубины, никаких явных отличий от простенького хоруса не появляется. Имеющимися фильтрами HPF и LPF «углубить» эффект тоже нельзя. Скорее, наоборот, из-за сужения частотного диапазона задержки станут еще более легковесными. Хотя, когда нужно «отточить» звучание задержанного сигнала, явно отделить его от оригинала, фильтры в цепи задержки оказываются очень полезными. Но они есть во многих других алгоритмах задержки, используемых в MX400, поэтому ценности данному эффекту фильтры практически не прибавляют. Для сравнения могу сказать, что модулируемая задержка из комплекта встроенных эффектов синтезатора Roland SH 201 производит гораздо более сильное впечатление.

Вероятно, более точным определением тому, что я услышал, было бы слово Presence, часто используемое для обозначения так называемого эффекта присутствия. Но для этого не обязательно модулировать задержку, подойдет как раз обычный хорус. Кстати, в действительности ведь неизвестно, какого рода операции над звуком рассчитывает процессор. Мне кажется, что это никакая не модулированная задержка. Такой же, и даже более жирный, эффект можно получить простым последовательным подключением обычного хоруса и обычной задержки, хотя это несколько другой механизм воздействия на сигнал.

Рассудив так, я собрал поочередно две цепочки эффектов. Вначале попробовал последовательность хорус-задержка, потом — наоборот. В обоих случаях обработке подвергался тот же материал, что и для «модулируемой» задержки. Да, действительно, очень похоже, и даже лучше. То есть, мне это звучание показалось гораздо более интересным. Да и варьировать звук при каскадном включении этих двух эффектов можно значительно шире, чем в одной модулируемой задержке.

Алгоритм реверсивной задержки разворачивает каждый отклик перед воспроизведением, и позволяет произвольно панорамировать задержку. Этот алгоритм можно, пожалуй, использовать как спецэффект. Но сегодня реверсивным воспроизведением удивить никого нельзя, а с художественной точки зрения ценность такого эффекта спорная, в отличие от реверсивной реверберации.

А вот двухотводная стереозадержка (2-Tap) показалась мне очень интересным и полезным инструментом. Здесь базовая установка времени задержки и глубины обратной связи производится одновременно для двух отводов. Но каждый из них, в свою очередь, пользуется делителем от установленного базиса для индивидуальной настройки времени. Делители устанавливаются в процентах. Полное время задержки приравнено к 100%, половина от него составит, конечно же, 50% и так далее. Каждый отвод имеет собственные настройки уровня и панорамы. Кроме того, для эффекта можно выбрать один из двух типов задержки: Digital или Tape. Первый тип — это просто честная задержка и ничего более. Второй вариант действительно предлагает имитацию ленточного устройства, плавно понижая уровень высокочастотных составляющих в каждой последующей копии задержанного сигнала.

В мануале указывается на возможное использование этого эффекта в качестве расширителя стереообраза, если установить близкие значения задержки в отводах. Выяснилось также, что при одновременной работе в паре с другим эффектом этот алгоритм не теряет количества доступных параметров редактирования. Честно говоря, я немного опасался, что часть настроек в таком включении окажется вырезанной.

Идею расширения стереообраза я проверил на практике. Установил близкое время задержки в отводах, самый малый уровень обратной связи (чтобы копиями не забивало оригинал) и ленточный тип задержки. А поскольку применять эффект я собрался к абсолютно плоскому звуку гитары, взятому из синтезатора, то включил этот эффект в цепочку с легким хорусом (хорус стоял вторым). И гитара, первоначально звучавшая сухо и невзрачно, приобрела приличный объем и новые краски, сохраняя при этом вполне чистое звучание. Следует отметить, что без хоруса эффект получается не такой полный, хотя стереофоничность действительно имеет место.

Модуляционные эффекты

Из числа таковых в MX400 есть хорус, фленджер, фейзер, тремоло/паннер, имитатор вращающегося динамика (Rotary), частотное вибрато, расстройка (Detune) и сдвиг высоты тона (Pitch Shift). Все эффекты полностью стереофонические, за исключением Rotary — он использует моновход.

Хорус имеет регулируемые скорость и глубину модуляции, а «жирность» эффекта зависит от параметра Voices. Он будто бы управляет количеством дополнительных голосов, образующих собственно эффект хоруса. Сколько именно голосов добавляется — выяснить невозможно. Но, на мой взгляд, при любых настройках эффект все равно «тонковат». А слишком настойчивые попытки увеличить мощность эффекта приводят лишь к увеличению проблем. Например, если повышать количество «голосов» при обработке сигнала с резкой атакой, то атака начинает дробиться, примерно так же, как в плохом ревербераторе. То есть, для таких звуков возможность использования данного эффекта вообще под вопросом.

В настройках можно изменять форму волны внутреннего LFO (синусоида, треугольник) и включать пропускающий фильтр верхних частот, чтобы избежать обработки «бубнящих» низкочастотных участков.

А еще среди параметров хоруса есть один, который показался мне странным. Он называется Diffusion и предназначен, как указывается в пользовательском руководстве, для того, чтобы сглаживать возможные неровности, подобно тому, как мы одноименным параметром сглаживаем слишком «хрустящие» отражения в ревербераторах. Еще там сказано о том, что эта диффузия может добавить немного теплоты в эффект.

А вот и не может! Я бы сказал, что «теплота» в звук возвращается, когда эту, с позволения сказать, «диффузию» убирают в ноль. Потому что никакая это не диффузия. Сложно дать этому параметру исчерпывающее описание, но когда я обрабатывал звук гитары с металлическими струнами, увеличение указанного параметра давало странный лязгающе-свистящий эффект. Если у кого-то есть опыт постукивания камнем лучше молотком) по пустой железной трубе диаметром в полметра и длиной метров десять, то этот человек, возможно, поймет, о каких оттенках звучания идет речь. А вообще, подобными вещами традиционно занимается фленджер, а вовсе не хорус.

Таким образом, этот хорус целесообразно применять, в основном, на мягких звуках и с умеренными величинами «ужирняющих» параметров. То есть, использовать очень легкую обработку. И никакой диффузии.

А вот фленджер в MX400, напротив, очень жирный, он прямо сочится звуком. Помимо стандартных параметров скорости и глубины модуляции, а также глубины обратной связи, он имеет регулируемую задержку обработанного сигнала. И, кроме этого, есть плавная настройка фазового сдвига (от 0 до 180 градусов) между LFO, модулирующими сигналы левого и правого каналов. Форма сигнала LFO тоже изменяется: есть четыре кривых, из них одна — случайная. В совокупности все это позволяет формировать совершенно разные оттенки эффекта. Это может быть и легкая детонация, и жирное скольжение, и жесткий, с металлическим привкусом звук.

Фейзер имеет изменяемое количество полос вращения фазы, 4, 8 и 12, и четыре формы LFO. Кроме этого есть всего три стандартных параметра: скорость и глубина модуляции, глубина обратной связи. Звучание эффекта оказалось достаточно ровным и субтильным, и я поймал себя на желании что-то   такое подкрутить, чтобы фейзер сильнее «раскрылся». Мне это удалось простой заменой формы модулирующего колебания с обычного треугольника на случайный сигнал. Получилось довольно необычно. С обычной формой LFO ничего столь же интересного не получилось. А ведь существуют фейзеры, в которых звук просто «улетает».

Эффект Tremolo/Pan в действительности не является комбинацией тремоло и паннера. Ведь тремоло обычно модулирует амплитуду обоих каналов одинаково, синфазно, а паннер — в противофазе. Здесь просто применили регулируемую расфазировку LFO. Когда значение параметра Phase равно нулю, мы слышим обычное тремоло. Постепенно изменяя его до 180 градусов, мы так же постепенно получаем типичный паннер. Можно считать это своего рода морфингом.

В настройках есть регулируемые скорость модуляции и ее глубина. Форму модулирующей кривой (LFO) тоже можно менять, как и в прочих модуляционных эффектах, но практического смысла в такой возможности очень мало. Мне, например, не нравится случайная «пляска» в позиционировании сигнала по панораме, и уж тем более непонятны спонтанные скачки амплитуды.

В целом эффект оказался довольно «милым». Не люблю употреблять это слово, однако именно оно в данном случае почему-то подходит. Управление эффектом упрощено до минимума, и он звучит мягко и аккуратно. В особенности мне понравилось, как обработка ложится на звук гитары.

А эффект вращающегося громкоговорителя мне не понравился. Он звучит скудно и сухо, и, главное, «не так». Несмотря на то, что минимальная и максимальная скорость вращения устанавливаются отдельно для низкочастотного и высокочастотного громкоговорителей, несмотря на наличие регулировки доплеровского смещения высоты тона (из-за вращения) и легкого овердрайва, эффект не впечатляет. Номинально он что-то   там модулирует, звук как-то   перетекает с места на место, даже скорость псевдовращения переключается не мгновенно, а плавно, но это не кабинет Лесли. Не слышно фазовых переходов. Скажем, когда я слушаю одноименный эффект в органах фирмы Clavia, то я безоговорочно верю, что это тот самый эффект, который я мог бы получить в настоящем электромеханическом кабинете. Здесь — не верю.

Собственно, от любого «электронного» эффекта, если он не преследует сугубо техническую цель, требуется просто эффектное звучание, пусть он и не похож на какой-нибудь электромеханический прототип. То есть, он должен быть чем-то   интересен. Здесь же я интереса просто не ощутил. Простое вибрато делает тот же звук более живым.

Эффект вибрато имеет четыре изменяемых параметра, как в эффекте тремоло, и они даже одинаково называются. Только параметр Depth на этот раз регулирует глубину смещения высоты тона, поскольку эффект формирует частотное вибрато. Кажется даже, что линейная шкала от 0 до 99 в данном случае просто соответствует количеству центов, на которое изменяется высота тона. При малой скорости модуляции фактически получается упрощенный эффект Detune. При малом расхождении фаз модуляции в стереоканалах производимый эффект имеет легкий фленджерный оттенок.

Настоящий эффект Detune имеет более развитую архитектуру. Здесь есть два отвода, имеющие независимые регулировки для изменения звука перед его суммированием с оригиналом. Величина частотного сдвига (расстройка) в каждом отводе изменяется от -100 до +100 центов с шагом в единицу. Отвод может использовать задержку до одной секунды и имеет регулируемую обратную связь. Кроме того, сигнал каждого отвода можно произвольно панорамировать.

Таким образом, этот эффект можно превратить в обычную двухотводную задержку, если не сдвигать высоту тона. Использование одновременно и расстройки, и задержки может в какой-то степени приблизить его к эффекту Modulated Delay.

Звучание эффекта оказался интересным. На различные звуки он откликается по-разному, поэтому всякий раз нужно делать индивидуальную настройку. Но как раз это в нем и привлекает.

Pitch Shift предлагает сдвиг всего частотного спектра входящего сигнала на заданную пользователем высоту. Это хроматический эффект, то есть сдвиг высоты любой ноты происходит на один и тот же интервал в соответствии с высотным соотношением, принятым в равномерно-темперированном строе. Размер сдвига задается в полутонах и составляет максимум +/-24 полутона.

Есть два независимых отвода, Shift1 и Shift2, выход каждого из них можно произвольно панорамировать. Кроме этого, сигнал в каждом отводе может быть задержан максимум на одну секунду. В цепи задержки есть регулятор обратной связи. Если ввести ее поглубже, то порция возвращаемого на вход шифтера сигнала будет всякий раз заново менять высоту. Результатом может быть довольно забавное звучание с постоянно «убегающей» высотой.

Динамическая обработка

Есть два модуля динамической обработки: компрессор и деэссер, во многих пресетах включаемые последовательно. Компрессор имеет переключатель жесткости колена и пять регулируемых параметров: пороговый уровень, степень компрессии, срабатывание, восстановление, выходной уровень. После значения 20:1 степень компрессии скачком устанавливается на Inf:1.

Атака устанавливается в миллисекундах, а затухание — в дБ/сек. Минимальное время срабатывания, устанавливаемое регулятором Attack, составляет 0,1 мс. Минимальная скорость затухания, судя по показаниям дисплея, составляет 5 дБ/сек.

Деэссер представляет собой частотно-зависимый компрессор, но имеет уменьшенное количество параметров. Выбор частоты, на которой нужно ослабить уровень сигнала, осуществляется с помощью двух регуляторов. Один выбирает собственно центральную частоту режекторного фильтра, а второй задает ширину полосы подавления, изменяя добротность фильтра. Ширина регулируется от ¼ до 1/24 октавы. Глубиной компрессирования управляет параметр Ratio.

При проверке деэссер хорошо справился со своей работой. Во всяком случае, когда я шипел в микрофон, он это шипение успешно побеждал, но в то же время оставлял шипящие согласные нормально слышимыми. То есть, делал все мягко и аккуратно.

Компрессор тоже справлялся с тем, что я ему подсовывал. Задачу я ставил простую — от цифрового компрессора как-то   не принято требовать многого. Например, я время от времени использую компрессор для преобразования звука акустического барабана в подобие электронного. После компрессирования проводится небольшая дополнительная работа, но основное преобразование берет на себя именно компрессор. Вот и сейчас я попробовал уплотнить звук бочки из акустической ударной установки. Для этого использовалась довольно невысокая скорость атаки, около 30 мс, и умеренная скорость затухания в 54 дБ/с. Новая бочка стала стучать более плотно, поскольку часть естественного спада амплитуды превратилась в «тело» удара. Да и спектр изменился. Если теперь такой бочке отрезать остаток хвоста, то ее можно загружать в семплер под именем Kick и использовать в электронной музыке.

Редактор программ

В комплект поставки MX400 входит компакт-диск с компьютерным редактором и библиотекарем MX-Edit. Программное обеспечение представлено сразу в двух вариантах: для PC Windows и для Mac. На диске также есть драйвер для порта USB. Чтобы воспользоваться всем этим, необходимо иметь операционную систему Windows XP SP2 или MacOS X 10.4.

MX-Edit позволяет просматривать записанные в памяти MX400 пэтчи и архивировать их на диске. Программный редактор предлагает экранный интерфейс, позволяющий управлять прибором из компьютера при помощи мыши. Измененные пэтчи можно сохранять на диске или записывать напрямую в память MX400.

О компании Наши бренды Партнеры Поддержка Дилерам Новости Статьи Фотогалерея Видеогалерея Написать нам Контакты Карта сайта