Категории

Главная Статьи Правда о гитарном кабеле

Правда о гитарном кабеле

Если гитарист слышит что-то  , что по мнению инженера слышать невозможно – поверьте гитаристу. Они, например, чувствуют разницу между разными гитарными кабелями. И хотя для кого-то это покажется бредом – шнур, он и в Африке шнур, не торопитесь крутить пальцем у виска. Кабель действительно может влиять на звук и в некоторых случаях – весьма значительно. Более того – имеются серьезные, технически обоснованные и проверенные на практике причины этого влияния.

При этом два кабеля, звучащие по-разному с одним усилителем могут звучать абсолютно одинаково при подключении гитары к другому усилителю или при использовании другого звукоснимателя. Не мудрено, что гитаристы склонны к суевериям по поводу «звучков» проводов и «комбов», развеять которые можно выяснив, что и как влияет на звук гитары кроме надписи на головке грифа

Три принципиальных момента

 Прежде чем звук вашей гитары достигнет первой примочки или проникнет в комбик, он уже предопределен тремя факторами

* Выходное сопротивление звукоснимателя (предполагается, что вы играете на стандартных, а не активных датчиках)

* Ёмкость кабеля

* Входное сопротивление усилителя

Начнем с ёмкости кабеля. Тут все довольно просто. На самом деле ёмкость кабеля – это еще один регулятор тембра вашего звукоснимателя

 

 

Стандартный потенциометр тембра имеет конденсатор, распаянный между «hot» сигналом и землей. Конденсатор – чувствительный к частоте предмет. Он пропускает высокие частоты более охотно, чем низкие. Имея такой конденсаторный отвод в сигнальной цепи, мы отправляем высокие частоты из сигнала на землю, тем самым уменьшая их. Низкие же частоты блокируются и остаются, точнее, двигаются к выходу. (Для технически любопытных – конденсатор состоит из двух проводников, разделенных изолятором – описание, прекрасно подходящее под описание гитарного кабеля)

 

Каждый кабель обладает ёмкостью. Конечно, она несравнима с ёмкостью конденсатора на ручке тембра, но и она может быть достаточной для влияния на звук при определенных ситуациях. Два других фактора, упомянутые раньше – выходное сопротивление гитары и входное сопротивление усилителя как раз и могут создать такие ситуации.

 

Входное сопротивление усилителя

 

По пути следования сигнала от гитары в усилитель часть его теряется. Что-то типа дырки в трубе подающей воду. Будет ли это булавочное отверстие или огромная трещина — зависит именно от входного сопротивления усилителя. При стандартных звукоснимателях усилитель с меньшим входным сопротивлением обременяет гитару и тем самым дает скучный звук. (Интересно, что лампы в своей основе имеют высокое сопротивление, как и высокую популярность среди гитаристов)

 

Сопротивление влияет не только на уровень сигнала, но и на контроль над его тоном. Конденсатор, всего лишь часть темброблока и он очень подвержен влиянию входного сопротивления. Чем оно выше – тем больше эффект от кручения ручки тембра. Вот почему на одних усилителях следить за тембром гитары получается удачнее, чем на других.

 

При том, что высокое входное сопротивление поддерживает уровень сигнала и позволяет эффективно рулить его тембр (обратная сторона заключается большей шумности и меньшей защищенности от различных помех, например радиочастотные), оно же усиливает влияние емкости кабеля. Ваш гитарный шнур может красть ваш тембр при игре на усилителе с высоким сопротивлением и никак не мешать вам при использовании усилителя с низком входным сопротивлением.

 

Последняя часть головоломки

 

Последняя часть всей этой головоломки – выходное гитарное сопротивление. Оно подобно резистору, впаянному последовательно с гитарой для уменьшения ее громкости. Почти все стандартные звукосниматели имеют относительно высокое выходное сопротивление, в то время, как активные звучки работают на низком. Как и в случае с сопротивлением усилителя – сопротивление датчика взаимодействует с кабелем и влияет на звук. Емкость кабеля имеет большее значение для высокого выходного сопротивления гитары и меньшее для низкого.

 

Еще один момент: гитарное сопротивление и сопротивление усилителя тоже взаимодействуют. Как правило – если вы играете на стандартных пассивных датчиках – используйте усилитель с высоким сопротивлением. Так вы минимизируете потери спектра сигнала (особенно ее высокой части). Активные датчики значительно менее подвержены влиянию входного сопротивления усилителя.

 

Итого

 

Что-же все это значит? Вот несколько советов:

 

* Низкое выходное сопротивление гитары + низкое входное усилителя. Ёмкость кабеля большого значения не имеет. Конденсатор, стоящий на стандартном потенциометре тембра может быть недостаточно эффективен. (если вы заменили пассивный датчик на активный имейте ввиду, что и конденсатор лучше поменять. Иначе ручка тембра будет выполнять лишь декоративную нагрузку. Обычно в комплектах активных звукоснимателей прилагаются и темброблоки). Что касается провода – можете использовать любой. Особой разницы не услышите.

 

* Низкое выходное сопротивление гитары + высокое входное усилителя. На полной громкости гитарный выход соединяется напрямую с усилительным входом и действуют принципы предыдущего случая (Низкое + Низкое). Однако при уменьшении громкости на гитаре происходит изоляция выхода гитары от входа усилителя. В этом случае ёмкость кабеля начинает о себе заявлять, уменьшая высокие частоты. Особенно, если потенциометр тембра больше 250 кОм. Производители активных звучков эксплуатируют этот эффект громко заявляя в рекламе, что тембр активного звукоснимателя не меняется с изменением громкости, как это происходит с пассивными датчиками.

 

* Высокое выходное сопротивление + низкое входное. Просто скажите такой комбинации «нет» Такое соединение похоронит как громкость, так и тембр вашей гитары.

 

* Высокое выходное сопротивление гитары + высокое входное сопротивление усилителя. Классический сценарий пятидесятых и шестидесятых годов с пассивными датчикаи и ламповыми усилителями. В этом случае ёмкость кабеля оказывает на звук существенное влияние. Витые кабели (типа как древний телефонный провод) имеют ее в большем количестве, чем обычные и соответственно разница в звуке между ними может быть огромна. Правда, так как сам усилитель, образно говоря, не обременяет гитару, качественный кабель помогает сохранить «звенящий» верх и общий уровень сигнала

 

Таким образом, если вы хотите чтобы ваша гитара звучала более менее одинаково (хорошо, я надеюсь) независимо от кабеля и усилителя (райдеры не всегда выполняются) подумайте о замене пассивных звучков на активные (прим. переводчика: не забудьте о том, что если бы активные датчики во всем бы превосходили пассивные, последних на рынке уже бы не было).

Или добавьте в ваш звуковой тракт конвертер сопротивления сразу после гитары. (подойдет любая гитарная педаль, имеющая высокое входное и низкое выходное сопротивления соответственно. Компрессор, бустер или драйв, например). Это оградит ваш звук от всех негативных эффектов, связанных с высокой ёмкостью проводов или низким входным сопротивлением усилителя

 

Если же вы преданный поклонник пассивных датчиков и высокого входного сопротивления (читай – лампы) — несколько моментов, учтя которые вы сохраните ваш звук.

 

* Чем короче кабель – тем лучше. Чем длиннее кабель – тем больше он накапливает ёмкость

 

* Характеристика кабеля включает цифру ёмкости (обычно выражающуюся в пикофарадах [pF] на фут). Найдите кабель с меньшей ёмкостью. Парадоксально, но тяжелые, мощные «мачо» кабели часто обладают большей емкостью, нежели обычные провода.

 

* Избегайте витых кабелей и поверните ручку громкости на гитаре до упора.

 

* Не верьте назойливой рекламе насчет «аудиофильских кабелей». Они могут улучшить ваш звук, а могут и не улучшить. Если вы сами не услышите разницы при проверке – сэкономьте деньги и возьмите что-либо  менее дорогое.

 

Помните – если ваша гитара звучит как-то  не так, не спешите колотить по комбику. Проблема может быть еще до того, как сигнал добрался до его входа. И если какой-то гитарист клянется, что один шнур звучит хуже, чем другой, вполне возможно, что так оно и есть. Правда теперь вы знаете, в чем причина и как это исправить.

 

Источник – сайт www.harmonycentral.com

 

О компании Наши бренды Партнеры Поддержка Дилерам Новости Статьи Фотогалерея Видеогалерея Написать нам Контакты Карта сайта