Категории

Главная Статьи Механика сцены, инсталляции Multimusic

Механика сцены, инсталляции Multimusic

С развитием средств телекоммуникаций, захватывающих все сферы деятельности современного человека, желание окунуться в мир живых ощущений и образов, создаваемых реальными людьми на сцене, станет необходимым для каждого. У человека, ограниченного строгими рамками повседневной жизни, все больше возникает потребность в самовыражении и реализации своего творческого потенциала в области искусств. Однако никакое народное творчество невозможно без выхода на сцену и контакта с благодарным зрителем. Мы живем в эпоху театрального ренессанса.

Актер на сцене – маг и чародей. Но в действии, происходящем на сцене, немаловажны и другие составляющие. Значительную роль здесь играет также и сценическое оснащение.

Яркая световая палитра, богатейшая гамма световых эффектов, качественный звук, оригинальные декорации и современная механизация сценического пространства – это то, что помогает привлечь большее количество зрителей в театры и концертные залы.

Удивить избалованного визуальными эффектами компьютерной графики, используемой в кинематографе, современного зрителя крайне сложно. Но непосредственный контакт зрителя с исполнителем, его сопереживание с происходящим на сцене, по своему эффекту не идет ни в какое сравнение с виртуальным действом. Поэтому, оснащение новых и перевооружение существующих сцен и арен современным высококачественным оборудованием, использующим новейшие компьютерные технологии, позволит увязать в единый комплекс управление всеми компонентами сценического оборудования. Это открывает новые, по сути, бесконечные возможности для реализации художественных задач, которые диктуются современными требованиями.

В области механизации, а, в особенности, светового и звукового оформления сцен, мировые производители предлагают широчайший спектр оборудования и способов управления им. Ценовой диапазон этого оборудования также весьма широк, но не всегда оправдана установка оборудования, рассчитанного на профессиональные сцены, на небольших подмостках районных домов культуры, где его возможности не смогут использоваться в полном объеме в силу сложности управления и низкой квалификации персонала.

Часто более дешевое оборудование, произведенное никому не известной фирмой, является просто репликой устаревшей модели известного бренда и требует высочайших навыков и знаний пользователя и ремонтника.

Работники культуры, как правило, творческие натуры, далекие от технических и экономических нюансов, подвержены модным течениям. Стремясь иметь у себя «все самое лучшее», они не оценивают объективно всю сложность дальнейшей эксплуатации и ремонта «новомодного» оборудования. Подготовка персонала, способного работать с этим оборудованием, требует немалых материальных затрат, и содержание высококвалифицированного персонала в штате объекта культуры весьма недешево.

 

Целью разработки данной концепции является проведение анализа мировых тенденций в области комплексного оснащения сцен световым и звуковым оборудованием, механики сцены, механизации и автоматизации управления, а также анализ отдельных элементов.

Должны быть выданы конкретные предложения по применению электроприводов механизмов сцены на вновь строящихся, модернизируемых и реконструируемых объектах.

Должны быть предложены варианты оборудования верхней механики сцены с оптимальными капитальными вложениями, доступными для бюджетов объектов культуры разного уровня финансовых возможностей.

Должны быть выданы рекомендации по оснащению сцен звуковыми и световыми системами.

 

В существующей сейчас мировой практике при строительстве новых и реконструкции старых объектов культуры получила большое распространение безпротивовесная схема штанкетных подъемов. Отсутствие противовесов облегчает разработку конструкций, понижает металлоемкость за счет уменьшения числа конструктивных элементов и может привести к улучшению динамических характеристик движения штанкетных балок. Применение безпротивовесных схем возможно в условиях ограниченной высоты сценического пространства, а также в ситуации, когда размещение противовесов по бокам сцены конструктивно невозможно.При этом встроенные в электродвигатели тормозные устройства делают общую схему приводов приемлемо безопасной в применении.

В мире также широко применяются частотные преобразователи для питания асинхронных электродвигателей приводов механизмов. Это дает возможность управлять частотой и направлением вращения вала электродвигателя в широких пределах. Частотные преобразователи, выпускаемые многими производителями, имеют развитый интерфейс, позволяющий использовать как ручное управление, так и управление посредством применяемых в промышленном оборудовании протоколов RS485 и RS232. Программное обеспечение, разработанное этими производителями, позволяет синхронизировать, либо выборочно, для каждого электродвигателя, задавать частоту и направление вращения вала, а, тем самым, скорость и направление перемещения механизмов сцены.

Также широко применяются датчики положения механизмов. Это позволяет позиционировать в пространстве штанкетные балки, индивидуальные подъемы, механизмы поворотного круга и другие механизмы трансформации сцены.

Организация управления всего комплекса механического оборудования сцены посредством компьютерной программы дает возможность составлять и сохранять любые сценарии движения, остановки, скорости движения и взаимного расположения элементов сценического пространства и декораций.

Данные технологии заимствуются из современного крупного промышленного производства, использующего масштабную автоматизацию управления оборудованием.

 

Попробуем взглянуть на эту «идеальную» систему со стороны и выявить характерные для нее недостатки:

 

При массе несомненных достоинств, безпротивовесная схема приводов штанкетных подъемов имеет ряд недостатков, ограничивающих их применение на существующих объектах:

— высокая цена электрических лебедок связанная с высокой стоимостью сравнительно мощного электромотора и дорогого редуктора;

— сложность и высокая стоимость адаптации к существующим объектам, где ранее применялись другие схемы, т.к. это приводит к весьма серьезному изменению нагрузок на элементы здания;

— сравнительно большая потребляемая электрическая мощность применяемых в безпротивовесной схеме электродвигателей. Авария редуктора или тормоза безпротивовесной лебедки может повлечь за собой неконтролируемое падение штанкеты в пространстве сцены и, как следствие, жестокий травматизм находящихся на сцене и серьезный психологический ущерб зрителей. Чтобы этого не произошло, приходится дополнять механизмы подъема специальными ловителями, что, опять же, увеличивает стоимость оборудования.

Частотные преобразователи, несмотря на то, что стоимость их постоянно уменьшается, остаются по-прежнему сравнительно дорогим устройством. Ремонт частотного преобразователя крайне сложен и, чаще всего, сводится к замене неисправного — новым, с последующей настройкой и регулировкой при помощи специального оборудования.

Специальные комплекты оборудования, разработанные для управления механизмами на крупном машинном производстве, всегда отличаются крайне высокой стоимостью, так как в процессе их работы эта стоимость плавно распределится на сотни и тысячи штук выпущенной продукции. Отдельные элементы из этих комплектов, как правило, не ремонтируются, да и приобретение их уже через 7-10 лет весьма осложняется, так как для современных промышленных комплексов таков срок окупаемости, а, значит, производители оборудования рассчитывают на бесперебойную эксплуатацию именно в таком временном интервале. При этом отдельные электронные компоненты (электролитические конденсаторы, многослойные платы с элементами поверхностного монтажа) подвергаются деградации даже в том случае, если оборудование простаивает и обесточено. Срок эксплуатации театрального оборудования между крупными ремонтами и заменами составляет 25-30лет.

Подготовка к каждому спектаклю – это сложный процесс, и выполняющие его люди не всегда в достаточной степени подготовлены для проведения наладки (задания параметров движения механизмов) сложнейшего промышленного оборудования. Для многих сценических площадок нормой является проведение двух спектаклей в день: утренний – для детей и вечерний, а, значит, необходимо будет проводить компьютерную наладку два раза в день.

Исходя из проведенного выше анализа существующей ныне тенденции в применении электроприводов в механизации верхней механики, вытекают следующие требования для поставленной в данной работе задачи:

— оснащение сценических подъемов электроприводами не должна менять существующие системы верхней механики;

— привода должны иметь сравнительно малые габариты, вес и токи потребления, чтобы не требовались дополнительные мощности для запитки приводов;

— в конструкциях приводов должна быть предусмотрена система автоматического торможения;

— при установке приводов должна оставаться возможность ручного подъема штанкеты на случай выхода из строя двигателя лебедки или исчезновения питания;

— конструкция электропривода должна позволять его инсталляцию с минимальными переделками существующих конструкций, а лучше того, добавлением к ним отдельных монтажных элементов, позволяющих установить на эти элементы электропривода.

— привода должны иметь хорошие шумовые характеристики;

— в зависимости от объекта возможно наличие только однофазного питания.

Поставленные задачи имеют много противоречивых требований.

Было проведено большое количество исследований всевозможных электроприводов различных производителей. Умышленно ниже не приводятся их сравнительные характеристики и степень соответствия их параметров предъявленным требованиям по причине выбора конкретного типа изделия, в максимальной степени удовлетворяющего всем критериям оценки.

В качестве электроприводов, рекомендуемых для решения поставленных задач, предлагается серия мотор-редукторов для механизированных подъемных ворот.

Само назначение этих мотор-редукторов близко по сути цели применения.

Изделия выпускаются серийно, а, значит, имеют сравнительно низкую цену. Двигатели приводов могут иметь одно- и трехфазную схему питания. Редуктор привода – червячный. Червячные редукторы – самозаклинивающиеся, т.е. привод может не иметь дополнительного тормоза, но для мгновенной остановки ротора двигателя тормоз имеется. В корпус мотор-редуктора встроена система настраивающихся концевых выключателей, соответствующая требованиям «Правил по охране труда для театров и концертных залов», т.е. существуют два рабочих и два аварийных концевика в командоаппарате. Мотор-редуктор оснащен приводной цепью для ручного подъема и опускания с блокировкой включения питания во время ручного привода. Существует специальный кронштейн для крепления мотор-редуктора к внешним конструкциям. Мощность двигателя не превышает 0,75 кВт. Изделия имеют малые габариты, и вес.

Целесообразно применять данные электропривода для перемещения грузов противовесов уравновешивающих нагрузки штанкетных подъемов в пределах 150 кг. разности. При этом конструкция мотор-редукторов позволяет применять их в стесненных условиях близости штанкетных подъемов. Заявленный производителем ресурс работы мотор-редуктора существенно превышает теоретически необходимый (по интенсивности использования и количеству циклов подъем-опускание) ресурс.

Мотор редуктор не требует специального обслуживания на длительный срок службы, а также специально обученного для пользования персонала.

 

Для большинства работников культуры, даже сравнительно недавно закончивших специальные учебные заведения, слова «адресное пространство ДМХ», «фейдер» и «мотор-редуктор» представляются абсолютно лишенными смысла. Такое положение вещей объясняется не только уровнем преподавания технических дисциплин в этих учебных заведениях. Проблема в том, что большинство технологических решений, используемых в оборудовании театров, домов культуры и концертных площадок ведут свою «родословную» из промышленного оборудования начала восьмидесятых годов прошлого века. В те годы сложность общения между электронной «начинкой» оборудования и человеком решалась путем высочайшей квалификации обслуживающих и настраивающих ее инженеров. Это положение вещей для учреждений культуры не приемлемо по названным выше причинам. Решить эту проблему можно, как это не парадоксально звучит, можно путем еще более широким применением электроники и компьютеризацией.

Какими же свойствами должна обладать электроника для управления сценическим оборудованием?

 

Должны быть использованы только комплектующие широкого применения: транзисторы, микросхемы, используемые в бытовой электронике, минимальное количество электролитических конденсаторов (исключая электролитические конденсаторы поверхностного монтажа).

Платы для электронных изделий не должны иметь одного, максимум двух токопроводящих слоев.

Элементы высокой степени интеграции (микропроцессоры, микросхемы памяти с программным кодом) должны дублироваться в комплекте поставки как минимум один комплект на пять изделий.

Алгоритм работы всех электронных изделий должен быть прост и понятен, даже если для этого потребуется увеличение элементов схемного решения.

Вместо дорогих и сложных частотных преобразователей желательно использовать простые устройства плавного старта для трех и однофазных асинхронных двигателей.

Аппаратное обеспечение компьютерного комплекса сценическим оборудованием также не должно базироваться на специфических промышленных компьютерных решениях. Приобретение отдельных вышедших из строя элементов (материнской платы, блока питания, жесткого диска, видеокарты) должно происходить с минимальной потерей для бюджета учреждения культуры в «находящемся на соседней улице» компьютерном магазине.

Программное обеспечение не может основываться на малознакомых для обычной публики операционных системах типа Linux и т.п., а должно использовать общеизвестные Windows. Человек, управляющий сценическим комплексом, должен иметь у себя на мониторе партитуру сценического действия в привычном и удобном для него текстовом редакторе Word, фотографию декораций в известном просмотровщике ASDS, а подвижную картинку со сцены – в Windows Media. Интерфейс программы управления механикой сцены должен быть интуитивно понятен и предельно прост не только для инженера, но и для простого монтировщика.

Все выше перечисленные рекомендации означают необходимость конструкторской разработки, как в области театральной механики, так и в области электроники для управления театральным оборудованием.

Выполнение всех перечисленных выше рекомендаций позволит создать на новых и реконструируемых объектах реально функционирующий сценический комплекс с надёжной механикой и простой, но надежной, современной электроникой.

О компании Наши бренды Партнеры Поддержка Дилерам Новости Статьи Фотогалерея Видеогалерея Написать нам Контакты Карта сайта
Стартапы меняют рынок услуг по ремонту квартир.